Социальные аспекты регулирования

«Медицинский Вестник» №33

Полоса 6-7

Рубрика: ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

 

Социальные аспекты регулирования

 

К сожалению, действующее российское законодательство, обеспечивая централизацию финансовых ресурсов, не может расширить ограниченные возможности ОМС. Ведь основная причина проблем здравоохранения заложена не только в механизме формирования накопительных средств, но и в характере их использования, где определяющее значение имеет не столько экономическая и управленческая составляющие, сколько социальные процессы. Это обуславливает необходимость внедрения новых форм обеспечения деятельности органов здравоохранения.

 

Андрей КОЖЕВНИКОВ, проректор по общим вопросам Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей Минздрава РФ, кандидат социологических наук

 

Нужна альтернатива

Основными источниками доходов бюджетов ОМС являются налоги, в том числе единый социальный налог. Фактически, это недополученная работающим населением часть заработной платы, которая предназначена обеспечить оказание медицинской помощи всем категориям граждан, независимо от степени их участия в формировании данных накопительных средств. Хотя за рубежом существует обратная практика, когда объем предоставляемой медицинской помощи сотрудникам конкретного предприятия или организации обусловлен размером поступлений от них страховых взносов, повышающая заинтересованность и ответственность плательщиков.

При этом, говоря о данной системе финансирования оказания медпомощи в России нужно принимать во внимание следующие обстоятельства.

Во-первых, в стране сам фонд заработной платы является достаточно неустойчивым объектом налогообложения, так как его величина зависит от субъективных действий работодателя, который в случае своих противозаконных намерений может сократить до минимума налогооблагаемую базу, что естественно отразится на размерах отчислений в ОМС.

Во-вторых, наблюдается сокращение численности трудоспособного населения и увеличение числа граждан, которым необходима медицинская помощь. В ходе Всероссийской переписи населения 2010 года получены данные, свидетельствующие о том, что по сравнению с 2002 годом в РФ произошло изменение соотношения полов за счет высокой смертности мужчин трудоспособных возрастов. Так, на 1000 мужчин в 2010 г. в стране приходилось 1163 женщины, в 2002 г. – 1147. Заметные изменения произошли и в возрастном составе населения. В 2010 году от общей численности населения РФ (143,3 млн. чел.) доля граждан моложе трудоспособного возраста составила 16,2% против 18,1% в 2002 году, а численность людей старше трудоспособного возраста возросла до 22,2% с 20,5% в 2002-м. На фоне этих изменений, по оценкам специалистов, в настоящее время 1% (1,4 млн. человек) населения России больны наркоманией, от 30% до 40% злоупотребляют алкоголем (около 43 млн. человек), 2% (2,8 млн. чел.) больны алкоголизмом, а около 17 млн. человек курят. В совокупности все они образуют многомиллионную группу риска, которой в той или иной степени уже оказывается медицинская помощь, обуславливая серьезные финансовые затраты. Наряду с этим, на перспективы деятельности системы ОМС существенное влияние оказывают инвалиды, численность которых в РФ составляет около 10% (14 млн. человек) и пенсионеры, по данным Пенсионного фонда России, их численность в 2011 году впервые превысила 40 млн. человек.

Фактически более половины населения России не может либо минимально участвует в финансировании системы ОМС. Не случайно эксперты отмечают перманентный дефицит бюджета системы. И даже организаторы здравоохранения это не отрицают. В начале 2012 года глава Минздравсоцразвития РФ Татьяна Голикова на Гайдаровском форуме в Москве сообщила, что, несмотря на повышение с 1 января 2012 года тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование с 3,1% до 5,1%, дефицит финансирования системы ОМС составляет практически 100 миллиардов рублей. Все это очевидно свидетельствуют о том, что в настоящее время необходимо искать альтернативные формы финансирования и организации оказания медицинской помощи населению, используя инновационные подходы в обеспечении ресурсной базы, и в придании социальной составляющей приоритетного характера.

 

Ключевое звено

Для решения этой задачи можно предложить переход на финансирование здравоохранения с внедрением социально-мотивирующих технологий и использованием системы медико-социального софинансирования (МСС). Её суть заключается в обеспечении «прозрачности» финансовых операций по формированию средств, предусмотренных для оплаты медицинских услуг, снижении бремени финансовых расходов граждан в процессе их лечения и реабилитации, а также мотивации населения к ведению здорового образа жизни. При таком подходе ключёвым звеном становится не система ОМС, а сами граждане.

С целью оптимизации работы с финансовыми средствами предлагается вместо полисов ОМС использовать пластиковые электронные карты, выдаваемые банковскими учреждениями, которые примут участие в национальной программе медико-социального софинансирования (МСС). Формирование накоплений граждан на данные карты будет осуществляться за счёт нескольких источников. Во-первых, путём перечисления части единого социального налога, удерживаемого с фонда оплаты труда для оплаты медицинских услуг, как это делается в настоящее время. Во-вторых, внесением добровольных вкладов. В-третьих, по согласованию с банком в форме предоставления участникам системы МСС кредитных средств по оплате медицинской помощи. В-четвертых, в виде прямых государственных дотаций, предусмотренных для льготных категорий граждан.

Социальная роль государства в системе МСС будет заключаться в компенсации затрат, понесенных гражданами в связи с оплатой медицинских услуг. Размер данного рода дотаций, в том числе предусматривающих погашение за счёт государства процентов по кредиту либо кредита полностью, а также перечень льготных категорий граждан, которым требуется финансовая помощь, определят законодательные органы власти на местах по согласованию с органами социальной защиты и администрациями территориальных образований.

Таким образом, участвуя в системе МСС граждане, инициируют не только форму государственной поддержки, но и позволяют не виртуально, а реально регулировать социальную политику, обеспечивая разным группам населения доступность в получении медицинской помощи и лекарственных средств с учётом принципа необходимой достаточности и удовлетворения их потребности в социальной поддержке. Участвуя в данной системе путём добровольного перечисления личных сбережений на свои электронные карты МСС, граждане реально обеспечивают принцип софинансирования деятельности медицинских учреждений.

Привлекательность данной модели заключается в том, что отношения между пациентом и любым лечебным учреждением независимо, будь это фельдшерско-акушерский пункт, центральная районная больница, либо специализированный медицинский центр упрощаются, так как нет возможности для злоупотреблений, обусловленных подменной бесплатных услуг платными. В рамках системы МСС денежные средства перечисляются с личного счёта электронной карты в безналичной форме по факту оказания помощи и только в медицинское учреждение. Участвуя в системе МСС, граждане реально понимают размер своих финансовых возможностей, а в случае не согласия с качеством услуг могут предметно, на основании соответствующих чеков об оплате отстаивать в судебном порядке свои права и компенсировать понесённые затраты.

 

Инвестируя в здоровье

В предлагаемой системе сохранение социального налога в том виде, который существует в настоящее время, возможно при условии, что перечисление средств, предназначенных для оплаты медицинских услуг, будет осуществляться работодателями из фонда оплаты труда непосредственно на электронные карты МСС своих сотрудников. Тем самым, у населения появится реальная возможность личного контроля за размерами накоплений, которые будут использоваться в случае оплаты медицинской помощи. Помимо этого персонал будет заинтересован в том, чтобы работодатель, выводя из «тени» заработную плату, осуществлял реальные налоговые отчисления, тем самым, инвестируя в обеспечение здоровья конкретного человека.

Существенным положительным моментом в использовании МСС станет и практика начисления банковскими учреждениями процентов на денежные средства граждан, находящихся на личных счетах электронных карт МСС, предназначенных для безналичной оплаты только медицинских услуг.

При этом банковские учреждения, участвуя в национальной программе медико-социального софинасирования и привлекая средства граждан, значительно расширят свои инвестиционные возможности, продолжая использовать для этого уже сложившиеся и отработанные технологии, свою инфраструктуру, существующую как внутри страны, так и за рубежом, а также имеющийся профессионально подготовленный персонал. Тем самым, по целому ряду направлений, в отличие от системы ОМС, расходы по обеспечению своей деятельности будут минимизированы. Например, в 2010 году административные расходы на ведение дел в системе обязательного медицинского страхования, составили 8,24 млрд. рублей, что на 0,3 млрд. рублей было больше, чем в 2009 году.

В отношении же той части населения, которая требует социальной поддержки, а также для развития высокотехнологичной медицинской помощи, различного рода специализированных медицинских и научных центров должен быть предусмотрен отдельный механизм федерального целевого финансирования в рамках согласованных проектов, программ, норм, стандартов и тарифов медицинской помощи.

 

С точки зрения социальной целесообразности

С целью социальной мотивации населения на соблюдение здорового образа жизни уровень субсидирования, размер кредита, сумму полной компенсации выделенных на лечение ссудных средств можно увязать с их медицинской активностью. Например, с прохождением ими в установленные сроки диспансеризации и вакцинации или со степенью выполнения предписаний по лечению таких социально опасных заболеваний как туберкулёз, ВИЧ-инфекции и так далее, что в настоящее время является одной из актуальнейших проблем. Для тех граждан, которые в течение ряда лет не болели и проходили в установленные сроки диспансеризацию, вакцинацию, профессиональные осмотры можно предусмотреть бесплатные путёвки в различные здравницы России.

Общепризнанным фактом является и выделение в структуре потребностей населения тех, которые негативно влияют на состояние здоровья граждан – это употребление алкоголя, курение, наркомания. Заболевания и последствия, вызванные ими, носят мультифакторный характер, требуют значительных средств на лечение и реабилитацию. При существующей системе ОМС бремя затрат ложится на экономически активное население, что с точки зрения социальной целесообразности не справедливо. Это не только дезориентирует людей, но и приводит к понижению демографического потенциала, поощряя социальный паразитизм и маргинальные настроения. В связи с этим корректировка социальных отношений, когда доход, получаемый от удовлетворения пагубных потребностей части населения должен использоваться на социальное благо всех граждан, представляется целесообразной. В свою очередь, повышение акцизов, то есть косвенного общественного налога на алкоголь и табак либо восстановление государственной монополии на их производство и торговлю, может стать тем федеральным ресурсом, который позволит направить полученные финансовые средства на социальную поддержку всех льготных категорий граждан. И не только в форме существенных денежных выплат, а прежде всего за счёт оказания бесплатной медицинской помощи и создания социально-ориентированной инфраструктуры здравоохранения.

В заключение хотелось бы отметить, что основная цель описанных выше мер не в том, чтобы создать систему ради системы, а в том, чтобы включить социальные механизмы регулирования общественных отношений в процесс обеспечения населения медицинской помощью.

 

ПЛАШКИ

… При существующей системе ОМС бремя затрат ложится на экономически активное население, что с точки зрения социальной целесообразности не справедливо.

 

… С целью оптимизации работы с финансовыми средствами предлагается вместо полисов ОМС использовать пластиковые электронные карты, выдаваемые банковскими учреждениями

 

… С внедрением социально-мотивирующих технологий  и использованием системы медико-социального софинансирования здравоохранения  ключёвым звеном становится, не система, а сами граждане.

 

This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.

Comments are closed.